Встреча с Рокоссовскими

Сегодня выступили на концерте, посвященном дню освобождения узников фашистских концлагерей! Пели как всем известные военные, так и мало известные песни времен Великой Отечественной. Очень тепло принимали! А дня нас было великой честью выступать перед такими людьми!! Здесь были и те, кто прошли мучения лагерей, а так же люди, делающие все возможное для сохранения памяти о событиях тех лет. В числе наших слушателей в этот вечер была и Надежда Константиновна Рокоссовская - дочь выдающегося маршала Великой Победы!!!

Нам посчастливилось пообщаться с этой замечательной женщиной! Надежда Константиновна рассказывала всем собравшимся о своем великом отце, о том как будучи дважды героем Советского Союза Константин Константинович всю жизнь в первую очередь считал себя солдатом. О том какую роль сыграл в освобождении узников из фашистских концлагерей.

Я же, в свою очередь, вспомнил и рассказал Надежде Константиновне историю о встрече с Рокоссовским из жизни своей бабушки - Тамары Евгеньевны Рябовой (Довгань), служивщей в рядах 48й армии. Этой историей хочу поделиться и с вами.

Будучи  медсестрой фронтового полевого госпиталя, ей было поручено вместе с помошником (солдатом-инвалидом на костылях) останавливать машины идущие в тыл для погрузки раненых солдат. Но все грузовики пустыми проходили мимо, спеша как можно скорее подвезти новые боеприпасы. Шоферы не хотели тратить время на погрузку и доставку раненых. А ведь искалеченных солдат надо было эвакуировать для дальнейшего лечения. Конечно первую медицынскую помощь им оказывали прямо здесь. Сначала необходимо было сделать каждому раненому прививку от столбняка. Если сразу из окопа вытащили и в течении шести часов не сделали - начинается заражение крови. Даже незначительная рана при контакте с землей может погубить бойца. А каких только ранений не было... 

Врач-хирург у них был высочайшего уровня. Однажды даже пришлось челюсть оторванную обратно пришивать. По несколько суток хирург оперировал без остановки, без сна. Только во время подготовки к операции он мог себе позолить сесть за стол, положить голову и подремать, при этом кисти рук находились в "боевой" готовности ничего не касаясь, чтобы сразу начинать оперировать. А уже все отчеты о характере ранений, оказанной медицинской помощи, проделанных операциях он доверял писать моей бабушке, хотя необходимого образования медсестры у нее не было. 

И вот, на поле лежат сотни раненых прооперированных или, просто, перевязанных солдат и ждут своей очереди на отправку в тыл. А машины не останавливаются, одна за другой, пустыми пролетают мимо. Тут моя бабушка не выдержала и скомандовала своему помошнику-"инвалиду" перекрыть дорогу. Тот только загородил проезд, появляется на горизонте кортеж.

Из машины выскакивает полковник, подбегает к молодой медсестре (бабушке тогда было около 17-18лет) и на очень повышенных тонах заявляет, дескать: "Ты что творишь?!! Ты хоть знаешь кого остановила?!!!" А тем времинем сзади уже к ним идет, ни много ни мало, командующий 2-м Белорусским фронтом  сам Константин Константинович Рокоссовский! Подходит, и спокойно спрашивает Тамару Евгеньевну: "Сестра, что случилось, почему вы нас остановили?" Та отвечает: "так и так, товарищ главнокомандующий, у меня целое поле в раненых, а все машины мимо идут, не хотят брать" "Так, - обращаясь  к полковнику, говорит Рокоссовский,- несите бумагу!" И написал на бумаге строки следующего содержания: "Предьявитель этого документа имеет право остановить любую машины, будь та хоть командующего, хоть главнокомандующего, и если в машине есть даже одно свободное место - обязаны взять раненого". Расписался и отдал бабушке, а та, в свою очередь повесила ее в рамку на шею "инвалиду" и уж с того момента ни одна машина мимо не проходила.

Вообще удивительно смелые, самоотвержанные были люди того поколения, ничего не боялись. 

Через некоторое время Тамару Евгеньевну Рябову наградили медалью "ЗА БОЕВЫЕ ЗАСЛУГИ". Бабушка связывала награду с  этой необычной историей.

 

автор Василий Довгань